Оценка студентами своих профессиональных перспектив на рынке труда

Ольга Александровна ГАНИНА, Гюзель Ильясовна СЕЛЕТКОВА, Вера Александровна ФЕДОТОВА

Аннотация


Стабильное воспроизводство ресурсов на рынке труда, а также их адаптация к актуальным тенденциям во многом зависят от осознания потенциальными работниками своих возможностей и перспектив. Такие представления формируются уже на начальных этапах освоения профессии ‑ при получении высшего образования. Особенно важным индикатором данные представления выглядят в контексте трансформации системы высшего образования, в частности в связи с переходом к актуализированному ФГОС ВО. В данной статье авторы рассматривают подходы к изучению молодежного рынка труда и фокусируют внимание на вопросах профессионального самоопределения и получения опыта трудовой деятельности. На основе проведенного фокус-группового исследования авторы раскрывают ожидания и самооценки учащихся в отношении их профессиональных перспектив на рынке труда. Исследователи выявляют специфические черты самооценки профессиональных перспектив в зависимости от курса обучения, от уровня профессионального образования и других факторов.  Как выяснилось, старшекурсники, как правило, оценивают степень своей готовности к выходу на рынок труда довольно высоко, но тем не менее испытывают неопределенность. Повысить их уверенность и расширить перспективы благополучного трудоустройства, по мнению студентов, могли бы частые кратковременные стажировки на конкретных предприятиях. При этом учащиеся более ориентированы на работу в конкретных организациях, чем собственно на профессиональную самореализацию

Ключевые слова


высшее образование, рынок труда, занятость, работа, профессия, представления, перспективы, оценки, студент, молодежь

Литература


Горина Е.Е. Исследование рынка труда: междисциплинарный подход // Современная эко-номика: проблемы, тенденции, перспективы. 2011. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-rynka-truda-mezhdistsiplinarnyy-podhod (Дата обращения: 03.05.2018).

Гударенко Ю.А. Рынок труда как социальный институт в современном российском обществе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. № 124. С. 330-337.

Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с.

Jack Birner Mind, Market and Society. Network Structures in the Work of F. A. Hayek. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/bfd4/8edfd9fb9590231ed2b3223064e5b99d95a6.pdf (Дата обращения: 05.05.2018).

Студент-2017: рвение к учебе и перспективы трудоустройства. ВЦИОМ. Энтузиазм и рвение студентов к учебе растут, тогда как возможности трудоустройства по окончании вуза снижаются. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116041 (Дата обращения: 05.05.2018).

Collins R. The credential Society: An Historical Sociology of Education and Stratification. New York: Academic Press, 1979. 222 p.

Stichweh R. Wissen und die Profeessionen in einer Organisationsgesellschaft //Organisation und Profession/ hg.T.Klatetzki, V. Tacke, Wiesbaden: VS-Verlag, 2005. 300 p.

Ганина О.А., Селеткова Г.И., Федотова В.А. Трансформация восприятия роли высшего обра-зования в процессе профессионализации // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2018. № 2(31). С. 23-27. DOI 10.24153/2079-5912-2018-9-2-23-27

Савинков В.И., Бакланов П.А. Профессиональная ориентация и трудоустройство выпускни-ков: результаты социологического исследования // Сборник докладов VII Форума «Рынок труда и политика занятости: состояние и перспективы развития». М.: РИТМ, 2017. С. 71-81.

Абрамов Р. Парадоксы креденциализма и динамика современного профессионализма // Профессия. doc. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2007. 408 с.

Comyn P., Gardiner D. Are Young People Overskilled or Underskilled? // Blog of the International Labour Organization, posted on 13 October 2017 ILO. URL: https://iloblog.org/2017/10/13/are-young-people-overskilled-or-underskilled/ (Дата обращения: 05.05.2018).

Далибожко А.И. Молодежный рынок труда Томской области: основные характеристики // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 6. С. 344-356. DOI: 10.14515/monitoring.2017.6.18.

Chickering A.W., Gamson Z.F. Seven Principles for Good Practice in Undergraduate Education. AAHE Bulletin. 1987. Vol. 39. No 7. P. 3-7.

Стегний В.Н. Прогностический подход к образованию // Вестник ПГТУ. Социально-экономические науки. 2011. № 10(33). С. 5-10.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-3/1-136-142

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)