ДИНАМИКА И ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Виталина Анатольевна Швецова

Аннотация


В рассмотрение механизмов реализации интерактивных методов синергетический подход позволяет привнести новый характер стадиальности коллективной самоорганизации, принцип неустойчивости коллективной и индивидуальной активности и понятие об автоколебательном режиме этой активности. В русле данного подхода подчеркивается взаимосвязь процессов личностной и коллективной самоорганизации; выявляются определенные периоды дезорганизации коллективной и индивидуальной деятельности; конкретизируются причины этой дезорганизации; раскрываются особенности личностной самоорганизации в зависимости от уровня психической активности обучаемого. Динамика самоорганизации включает три стадии: зарождения коллектива, его функционирования и развития, и «универсальной» стадии, высокого уровня развития коллектива, обеспечивающего полные условия для самореализации всех его членов. Каждая стадия включает две фазы, которые отражают автоколебательный режим активности коллектива и индивида. В первой фазе доминируют процессы дифференциации коллектива и учебно-предметного содержания обучения вследствие направляющей активности преподавателя («руководителя»). Во второй фазе возрастает индивидуальная активность каждого индивида, направленная на интеграцию коллективных процессов и достижение совместной деятельности. Каждая стадия протекает циклически, пока не достигнет своего завершения. Самоорганизация коллектива и самоорганизация индивидуальной активности - взаимосвязанные процессы, подчиняющиеся действиям одних и тех же факторов. Выделяют три основных фактора самоорганизации: целевой, нормативный (система действий) и контрольно- оценочный. Каждый из факторов включает учебно-предметный (содержательный) и социальный (смысловой) аспект. Целевой фактор является системообразующим

Ключевые слова


синергетической подход, интерактивное обучение, самоорганизация личности студента, коллективная самоорганизация, стадии процесса самоорганизации, совместная деятельность

Полный текст:

PDF

Литература


Поддубный Н.В. Психология и синергетика: методологический аспект. - Белгород: ПОЛЛИТЕРРА, 2003. - 152 с.

Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. - М.: Институт психологии РАН, 1998. - 152 с.

Силяева Е.Г. Социализация личности с позиции синергетики. Синергетика: человек, общество. - М.: Изд-во РАГС, 2000. - С. 127-139.

Синергетика и психология: Вып. 2. Социальные процессы: Тексты / Ред. И.Н. Трофимова. - М.: Янус-К, 2000. - 272 с.

Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.

Халанская В.А. Самоорганизация личности студента в процессе обучения с помощью активных методов. - М.: Изд-во СГУ, 2010. - 186 с.

Халанская В.А. Процесс самоорганизации личности студентов при изучении психологии с помощью активных методов обучения: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Курск: Изд-во КГУ, 2006. - 24 с.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-254-258

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)